Обидно за девочку…

02.04.2016 | Лисси Мусса

по следам «Счастливой Птицы»

«Ваша работа снята с участия в конкурсе: нарушение правил конкурсов Арт-Академии» — так написала я маме четырехлетней девочки. Мне было очень обидно за ребенка, но допустить подлог я не имела права: в правилах Академии строго-настрого указано «сделаны детьми самостоятельно, без помощи взрослых», и хотя мы и были готовы сделать в первом открытом конкурсе небольшую скидку там, где прослеживалась взрослая рука, но откровенные подлоги пресекаются безоговорочно.

«Очень обидно за девочку. Она занимается в Школе искусств и очень отличается по развитию от своих сверстников. Но с судьями не спорят» — так написала мне девочкина мама. А мне обидно — и за маму и за девочку.

За маму обидно, потому что мама отвела девочку в школу искусств, и рассчитывает, что ее ребенку там помогут раскрыть свои таланты, почувствовать гармонию, научиться ее самостоятельно создавать — прямая дорога к самовыражению! А возможность самовыражения — едва ли не самая притягательная из всех человеческих возможностей. Но что касается пути развития ребенка в творчестве — тут мама в неведении полном, а тот человек, который взялся за «развитие» ребенка, буквально за мамины же деньги блокирует творческий потенциал девочки полностью! При этом завесив и уши и глаза нашей незадачливой мамы огромными охапками лапши.
Как выглядит эта лапша:
— ваш ребенок не по годам талантлив!
— ваш ребенок рисует как более старшие дети!
— ваш ребенок рисует как настоящий художник!
— ваш ребенок рисует совсем правильно!
— посмотрите на рисунки вашего ребенка — это прямо картинка из книжки!

Наверняка приятно такое слышать от педагога, а потом повторять своим знакомым, гордясь своей талантливой деточкой. Но это, братцы мои родители, чистой воды лапша и разводка. Можно сказать — ложь стопроцентная! Именно так и уловляют вас, дорогие мамы, именно такими несложными манипуляциями вас вынудят водить вашу деточку в «Школу искусств» или еще какое-нибудь помпезное заведение (это вам не какая-то простенькая детская студия!) А там (с придыханием скажем) в Школе Искусств недалекая, но бойкая девица нарисует что-нить с картинки, которых пруд пруди в интернете, и в лучшем случае укажет деточке, где ей можно порисовать самостоятельно. Ну к прилагаемой картинке (см. ниже) нашу четырехлетку вообще не допустили. А то испортит, а картинка как-никак на конкурс сооружается )))

А теперь аналогичная история, только с другого ракурса:
Член арт-совета нашей Академии, одна из лучших ведущих детских арт-классов, рассказывает:
Приводят ко мне девочку пятилетнюю, и с порога мама ее предупреждает, что девочка особенная, неординарная, жутко талантливая и победительница конкурсов. Попросиисла показать работы конкурсные — и была потрясена, потому что фикция совершенно очевидная! Сами смотрите: разве это рисунок пятилетнего ребенка???

Но спорить не стала, пригласила на занятия. И на первом же занятиии все выяснилось: мои-то пятилетки бодро фартучки надели, тему занятия уже на лету схватили, и принялись рисовать — аж жар от них творческий пышет! А наша победительница конкурсов сидит и ждет чего-то. Спрашиваю: а что ты не рисуешь ничего? Она мне жалобно: я не знаю, что рисовать. Мы рисовали тогда «Дом моей мечты». Я ей объясняю: «Нарисуй такой дом, в котором тебе хотелось бы жить, чтобы тебе было солнечно и весело»
А девочка наша все равно не начинает, и уже плакать собралась. Я ее расспрашиваю:
— Что тебе нужно, чтобы начать рисовать?
И она мне говорит:
— Дайте мне картинку с таким домом, где мне весело
Картинку, понятное дело я ей давать не стала, а вот совместными усилиями мы дом определили в беседе: он высокий, с балконом, крыша красная, рядом дерево апельсиновое и детские карусели. Не рисует дите, сидит хмурая. Я спрашиваю — тебе помочь? Помоги! — отвечает.
Так я ей рисунок нарисовала. Она сразу же крышу раскрасила — красную. И опять сидит.
— Теперь что не так? Что ты дальше не продолжаешь? — спрашиваю
— Я не знаю, какием цветом, — чуть не плачет девочка.
Я-то уже заподозрила неладное, но не думала, что до такой степени все творчество забито и выключено у ребенка. И кем — Школой Искусств! Расспросила ее, как она привыкла работать и выяснилось, что на занятиях им давали для образца распечатку картинки, потом руководитель делал на чистом листе карандашом контур и говорил где каким цветом надо покрасить или заштриховать. И дети послушно исполняли эту работу, и мамам-папам выдавался ребенок с результатом, который впору в рамку и на арт-базар на продажу!
Мама, конечно, сначала жутко недовольна мной была, показуха-то закончилась, но разобралась довольно быстро что к чему, и стала поощрять изо всех сил самостоятельность ребенка, и детка наша начала рисовать через месяц уже нормально, свободно и без постороннего вмешательства.

Представьте себе ребенка, который ходить хочет и у него уже почти получается, но вы ему говорите: нет, ты сам кое как ходишь, вот я твои ножки на свои ступни поставлю или в ходунках будешь учиться. Так и делаете, не давая ребенку коснуться своими ногами пола. Или вообще на ручки — пока ходить сам не научишься. И что получится: ребенок потеряет уверенность в себе очень быстро, он привыкнет к тому, что он самостоятельно неспособен ходить и только на маминых/папиных ногах может передвигаться, или в ходунках, или на ручках. На пол его отпустите, а он сядет и даже не попытается встать. Синдром выученной беспомощности называется. Один из непростых для преодоления синдромов, между прочим.
(Почитать об этом ЗДЕСЬ)
Вы думаете, это только живописи и с детьми? — Ошибаетесь! Это сплошь и рядом со взрослыми людьми творится: вроде и дело невеликое, а спросишь, почему не делаешь — не могу! И даже не пробует — вот такая вселенская беспомощность.
Я не шучу: у меня на арттренинг по пять лет ездят некоторые вот такие «убитые» с детства, и рядом со мной что-то рисуют. И домой приезжают — в лучшем случае — чужую картинку передрать могут. А сами — никак. Сто причин найдут: и места нет, и краски пачкаются, и времени нет, но как вы понимаете, — это все отговорки. Причина одна: не знаю, как и что рисовать.

А те, кто может, в ком художник неубитый — уже через год-полтора года в союз художников вступают, и выставки одна за другой, а Ева наша из Барселоны — та вообще в Лувре в этом году свои работы показывала.

К чему я все это: хочу обратить внимание родителей на недобросовестных или неумелых или псевдо учителей.
Но сначала давайте разберемся, что такое вообще детский рисунок:
Суть детского рисунка не передаче натуры, не в технике и никак не в том, чтобы он был похож на взрослый, — суть детского рисунка — в САМОВЫРАЖЕНИИ, в РАЗВИТИИ, равно как и в ПОЗНАНИИ. И развитие рисунка у ребенка идет также как развитие изображений у всего человечества!
Откройте историю искусств с друвнейших времен и вы увидите на самой заре человечества рисунки 1-2-3 летних детей. И, постигая сами себя вместе с эволюцией человек так же эволюционировал и усложнял язык рисунка.
Самый древний Египет — это уже пяти-шести-семи летние дети.
Эллада вносит уже образ человека во всех деталях, и дети к школе уже рисуют ручки-ножки не палочками, а плотью, уже анатомические пропорции исследуются и эмоции уступают небольшое, но заслуженное место анализу. И этот путь все деточки проходят одинаково — повторяя эволюцию всего человечества, закрепляя этот громадный мировой опыт. И это — естественный путь развития.

А что делают с нашими детками такие вот «Школы Искусств»: прекрасно понимая психологию родителей и умело этим знанием манипулируя, ведущие подгоняют работы детей под стандарт, который мог бы понравиться родителям. Интересы ребенка при этом не учитываются — ведь не он же решает, ходить или не ходить ему на занятия. И получается, что в вашем ребенке за ваши же деньги планомерно убивают художника. Кому-то повезет, и найдется нормальный преподаватель, который поможет раскрыть талант. Но чаще всего бывает так: отходили полгода в такую «Школу», да и забросили рисование, хотя в рамочках картинки висят и гостям можно похвалиться, и с сожалением потом сказать: «Ну надо же, так хорошо рисовала девочка, а потом что-то забросила совсем!»

Ну и чтобы не быть голословной, я вам работы покажу: эти четырехлетние дети в правильной студии занимаются, и это студия заслуженно получает все первые места на конкурсах и городских, и государственных и международных, и газеты о них пишут и кино снимают — и никаких подлогов или подрисовок от взрослых, зато море эмоций и такой щедрый внутренний мир:

А вот другая студия: здесь дети раскрасили то, что им преподаватель нарисовал карандашом, видимо не надеясь на то, что дети вообще смогут сами что-то нормальное изобразить. И как и чем раскрасить, тоже указание было четкое:

Ну а эту работу со скворечником мы вообще дисквалифицировали: именно эта девочка занимается в «Школе искусств» и опережает своих сверстников. А жаль, могла бы участвовать и премию получить — АртАкадемия на премии щедра!

Это не рисунок ребенка, это фикция — слащавая конфета от взрослого человека, который крайне неумело притворяется ребенком. Потому что дети не рисуют красивости и мимишки (пока их взрослые не испортят).

Дети рисуют искреннюю живую энергию, и совсем не для того, чтобы кому-то понравиться. Они рисуют свой мир, и наполняют его радостью, вот как этот чудесный Родион Родомысльский, 5 лет, который абсолютно точно знает, что именно он рисует:
Птица счастья летает в облаках среди тучек. В мешочках у нее лежит счастье — разное и для каждого свое. Пролетая над городом Птица Счастья достает из мешочка «счастье» и подбрасывает незаметно каждому (маленькие цветные черточки в небе).

И вот этот крошечный еще человечек сделал лично мне (вам тоже!) такой подарок: теперь каждую крошку/пылинку/черточку я воспринимаю, как мое персональное счастье, подброшенное мне Птицей Счастья
ИМЕННО ЭТО И ЕСТЬ — ТВОРЧЕСТВО