Глупец, яйца (куриные, 2 шт.) и острое чувство голода.
Что будет, если поместить все это в замкнутом пространстве? Возможно, все закончится еще раньше, чем начнется, поскольку он сочтет яйца несъедобными камнями и выбросит в мусор. Но если наш глупец хоть капельку умнее — читай, осведомленнее — он совершит следующий эволюционный шаг к человеку разумному и начнет эти яйца грызть. Измажется весь, нажрется скорлупы, но худо-бедно голод свой утолит. Если же глупцу добавить еще пару извилин, то он сможет совершить более сложный психический акт — признать, что он не умеет есть яйца. Магия, практически! И тогда, осознав свое незнание, он, во-первых, имеет шанс погуглить и приготовить яичницу, а во-вторых, это вплотную подводит его к границе, за которой начинается умность.
Умный человек, те же два яйца и голод.
Как будет выкручиваться умный? Главное отличие умного от глупого — больший объем располагаемой информации. Поэтому умный знает, что яйца — это яйца, знает, откуда они берутся, знает про генномодифицированных куриц и антибиотики, знает историю кулинарной культуры и пятьдесят способов приготовления яиц. Он же умный! А еще он знает тридцать три разных диеты, понимает биохимические процессы переваривания белка и убежден, что его организму нельзя употреблять больше одного яйца в день. Поэтому он скипятит воду, замеряя при этом атмосферное давление и температуру воды, положит туда вымытое с мылом яйцо, засечет время секундомером и ровно через 7 минут 37 секунд, вычисленных из заранее измеренной массы исходного продукта, достанет идеально сваренное яйцо. Как-нибудь хитро и по-умному его почистит и съест без соли — так полезнее. А второе яйцо сбережет до завтра — умный же!
Мудрый человек, яйца и голод — условия те же.
Отличие мудрого от умного в том, что он умеет не только собирать новую информацию, но и избавляться от нее. Мудрость — результат переосмысления накопленных сведений и избавления от всего того, что не подтверждается собственным опытом. Поэтому в ситуации с голодом и яйцами мудрый будет следовать наиболее для него очевидному — своим желаниям и вкусам. Чего хочется, то и правильно. Что больше радует, то и лучше. Все остальное — недоказуемые химеры. Захочется яичницы — пожарит. Захочется всмятку — сварит. Захочется странного — выпьет. А, может, захочется кинуть яйцом в умного, чтоб не зазнавался, и в глупого — просто так, смеху ради. А голод — черт с ним, не последние яйца на свете!
* * *
Умный глупому кажется умным, поэтому именно к нему он придет за советом, как приготовить яйца. Мудрый глупому кажется непонятным, поэтому свои яйца он мудрому не покажет — вдруг тот еще глупее.
Глупый умному кажется глупым, поэтому он с удовольствием и благородным снисхождением будет учить его правильно варить яйца. Мудрый умному кажется загадочным, но, скорее, все-таки глупым, поэтому и ему тоже он с чувством собственного достоинства прочитает лекцию о вреде и пользе куриных яиц. На всякий случай, чтобы и тот тоже знал, что он умный.
Глупый мудрому кажется забавным, поэтому он с удовольствием и любопытством будет наблюдать, как тот возится с яйцами — вдруг найдется какое-то оригинальное решение. Умный мудрому кажется форменным балбесом, а еще глядя на него мудрому делается немного стыдно — сам таким был когда-то. Но спасать умного от его умности не станет — пусть ест свои идеальные яйца, пока тошнить от них не начнет… может, сам тогда все поймет.
* * *
Глупый получает удовольствие от утоления голода, умный — от своей умности, мудрый — от Жизни… то есть от утоления голода, своей умности и той игры, в которую можно все это превратить! Поэтому иногда он действительно выглядит слегка придурковато. А без этого характерного признака мудрость — всего лишь тщательно замаскированная важная и надутая умность. Прошу не путать!